ПОЛОЖЕНИЕ
о Корпоративной виртуальной справочной службе библиотек

Республики Саха (Якутия)

 

Настоящее Положение устанавливает общие требования и правила справочно-библиографического обслуживания для удаленных пользователей. Положение распространяется на библиотеки Республики Саха (Якутия), осуществляющие информационно-библиографическую деятельность в режиме «on-line».


1. Общие положения


1.1. Корпоративная виртуальная справочная служба библиотек РС (Я) (КВССБ) представляет собой  распределенную онлайновую справочную службу, функционирующую при организационно-методической поддержке Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) и объединяющую библиотеки республики.    

1.2. Виртуальное справочно-библиографическое обслуживание осуществляют Справочно-библиографический отдел НБ РС(Я) (координатор), библиографы ЦБС республики (исполнители).

1.3. Цели КВССБ РС(Я):

          - обеспечение информационной поддержки удаленных пользователей;

          - повышение эффективности и качества справочно-библиографического обслуживания населения;

          - координация и кооперация деятельности библиотек в справочно-библиографическом обслуживании пользователей.

1.4. Основными принципами работы Виртуальной справочной службы являются:

         - Общедоступность службы;

         - Оперативность выполнения запросов;

         - Обязательность выполнения запросов;

         - Конфиденциальность обслуживания.

 

2. Содержание справочно-библиографического обслуживания


Основной формой справочно-библиографического обслуживания удаленных пользователей является выполнение запросов в режиме “запрос-ответ” и осуществление консультативной помощи. Виртуальная справочная служба выполняет разовые запросы пользователей по всему спектру тематических направлений, универсального характера, предоставляет сведения о документах, имеющихся в фондах и информационных ресурсах библиотек, а также осуществляет консультативную помощь в поиске и выборе источников информации.

Библиографические записи  предоставляются в течение 1-3 дней и составляют не более 15 источников, включающие книги, статьи и электронный материал.
При выполнении виртуальных запросов используются справочно-библиографический аппарат НБ РС (Я), электронные каталоги, базы данных библиотек России и ресурсы Интернет.


3. Справочно-библиографическое обслуживание в удаленном режиме “запрос-ответ”


3.1.     Типы запросов
Под разовым запросом понимается запрос, выражающий единовременную потребность в библиографической информации, а также фактографических сведениях. Запросы делятся на: тематические, адресные, уточняющие и фактографические.

3.1.1.    Тематический запрос – это библиографический запрос, содержащий библиографическую информацию (список литературы) по определенной теме.

3.1.2.    Адресный запрос – это библиографический запрос, устанавливающий наличие и/или местонахождение документа в определенном фонде.

3.1.3.    Уточняющий запрос – это библиографический запрос, устанавливающий и/или уточняющий элементы библиографического описания документа, которые отсутствуют или искажены.

3.1.4.    Фактографический запрос – это ответ на разовый запрос, содержащий конкретные сведения самого различного характера (статистического, технического, терминологического и т.п.).

3.2.      Типы консультаций

3.2.1.    Методическая консультация – это ответ на разовый запрос, содержащий советы по самостоятельному библиографическому поиску.

3.2.2.    Фактографическая консультация – один из видов методической консультации, включающий указание на конкретного человека или учреждение, которые могут помочь в выполнении запроса, адрес другой библиотеки и др.


4. Предоставляемые услуги


4.1.     Возможность самостоятельного поиска информации пользователем в “Архиве справок”.

4.2.     Ответ на запрос.

4.3.     Список документов (10-15 библиографических описаний).

4.4.     Предоставление ссылок на источник информации в Интернете для самостоятельного извлечения информации.

4.5.     Центр МБА и ЭДД (http://nlib.sakha.ru/services/mba_edd/) предоставляет возможность заказа электронной копии печатных документов из фондов НБ РС (Я) и других крупнейших библиотек России, за исключением архивных и рукописных материалов (запрос платный).

4.6.     Возможность обращения к информационно-поисковым системам, виртуальным библиотечным службам и справочным службам России в сети Интернет.

4.7.     Возможность при сложном запросе на платной основе обратиться к библиографам СБО НБ РС(Я).


5. Сроки выполнения запросов


5.1.     Запрос выполняется в течение 3 рабочих дней, в зависимости от сложности. На более простой запрос ответ предоставляется в минимальные сроки.

5.2.     При поступлении повторного запроса предоставляется ответ в форме ссылки «см. № …»

5.3.     Если запрос поступил в последний день рабочей недели, то срок выполнения переносится на начало следующей рабочей недели.

5.4.     По независящим от библиотеки причинам, например, отсутствие электричества, Интернета, сбоя в программе, а также отсутствия по уважительным причинам компетентных сотрудников, сроки выполнения запроса могут быть увеличены.

5.5.     В случае поступления сложного запроса, служба может связаться с пользователем по телефону, e-mail.

5.6. Для библиотек-участниц Виртуальной справочной службы требуется самостоятельный поиск информации по запросу, с использованием собственного книжного фонда, баз данных, электронных каталогов библиотек республики и России, поисковых систем Интернет, ЭДД и МБА, в рамках Интрасеть РС (Я).


6. Режим и порядок работы службы


6.1.     Запросы принимаются в работу в течение всей рабочей недели (понедельник - пятница) и выполняются в порядке их получения.

6.2.     В выходные и праздничные дни выполнение запросов переносится на рабочее время.


7. Ограничения


7.1.     Служба оставляет за собой право удалять некорректные запросы и реплики.

7.2.     Служба не дает информацию, направленную на нарушение действующего законодательства.

7.3      На запрос, содержащий несколько тем, библиограф-исполнитель предоставляет библиографию на одну из перечисленных в запросе.

7.4     Сканированные тексты документов предоставляются только через службу ЭДД и Интрасеть РС (Я).

7.5     Служба не занимается решением задач по физике, химии, математике, праву и т.д.

7.6     Служба не отвечает на запросы коммерческого характера (информация о покупке-продаже и т.п.).

7.7     Служба не дает ссылки на готовые контрольные, курсовые, дипломные и пр. работы.   


По выходным и праздникам мы отдыхаем вместе с Вами.